Противоборствующий тип
также: кочевой тип
Жизнь этих народов проходит в борьбе – с суровой природой, хищниками, чудовищами, а также разумными соседями и соперниками, в том числе и с другими людьми. Подобные несладкие условия способствуют воспитанию людей крепких духом и телом, стойких, терпеливых и не обременённых сантиментами. Их взгляд на мир трезв и прагматичен. В то же время, принципиальность для них тоже очень характерна, причём принципы у всех одни и те же – происходящие от простой необходимости выжить.
Эти народы довольно немногочисленны; как правило, кровному родству они придают большое значение. У своих более цивилизованных сородичей они пользуются смешанной репутацией – от просто «чересчур суровых и нелюдимых» до «кровожадных варваров».
Восточные горцы (остгорцы, чаще всего – просто «горцы»)
м. – горец, ж. – горянка, прил. – горский
Язык: каменный альтик (разновидность распространённого человеческого языка альтика), отличается резким и гортанным звучанием.
Горское имя: образуется из одного или нескольких (у знати) личных имён и фамилии. Феодалы имеют приставку «фон» перед фамилией. Ориентир: немецкие имена.
Горцы в большинстве своём невысоки ростом, но крепки и коренасты; кожа их имеет бледный или розоватый цвет, зачастую груба и обветрена. Как у женщин, так и у мужчин в ходу длинные причёски, мужчины также отращивают бороды, которые затейливо заплетают.
Горцы – суровые люди, хладнокровные, скупые на проявление эмоций и очень требовательные, как к другим, так и к самим себе. Обычно они неторопливы, действуют выверено и размеренно, но в медлительности или лени их не обвинишь, жизнь в горах такого не терпит. В обществе горцев западный феодализм смешался с патриархально-клановой системой, в результате чего возник довольно своеобразный социум: для горцев их сеньор – также вождь клана, то есть старший родич, хоть и дальний, а посему чтить его и подчиняться следует так же беспрекословно, как и своих родителей. Это работает и в обратную сторону – для сеньора-вождя его подданные почти дети, о которых нужно заботиться.
Большинство горцев – альдисты, причём в своей вере они склонны быть довольно фанатичными. С другой стороны, есть несколько кланов горцев, сохраняющих старые анималистические верования, однако они ведут уединённый образ жизни и часто кочуют.
Горцы населяют всю альтанарскую часть Сторожевой гряды, а также встречаются в средней её части, на спорных территориях.
[#p14]Шанки
м./ж. – шанки, прил. – шанкский
Язык: аль-шанкра (также пустынное наречие).
Шанкское имя: у черни и рабов – только личное имя, у среднего класса (лично свободных земледельцев, мастеровых, лавочников, купцов) – личное имя и патроним, у знати – личное имя, патроним и фамилия. Имя также может содержать титул или почётное прозвище (иногда несколько). Ориентир: арабские и персидские имена.
Все шанки смуглые, с расцветкой кожи от оливковой до шоколадной, с тёмными цветами волос и глаз, многие из них худощавы, однако совсем не хрупки. Повседневные одеяния и бедняков, и знати довольно скромны и просты – главным критерием в выборе костюма является удобство и долговечность; впрочем, церемониальные и праздничные наряды богачей одним своим видом поражают воображение.
Будучи плодом смешения множества рас и народов, народ пустыни безусловно идентифицирует себя как людей, однако абсолютно толерантен ко всем другим видам и конфессиям – абсолютно любое существо, которому довелось иметь дела с шанки, может как озолотиться, так и быть преданным, разорённым и проданным в рабство на восточном рынке. Всё зависит лишь от того, какой исход партнёр изберёт ради выгоды или просто по прихоти. Настоящий шанки – человек практичный, коварный, жадный и беспощадный, заботящийся лишь о себе и своей семье. Купцы шанки, впрочем, сумели создать себе репутацию дельцов, всегда верных своему слову... За некоторыми исключениями, но деловая практика показывает, что это вполне устраивает как шанки, так и их партнёров.
Шанки поклоняются Единому, богу людей, но их вера существенно отличается от сигмальдианства и коривианства. Некоторые из них являются прихожанами культов Младших богов.
Населяют, в основном, пустыню Хаст и пограничные с ней земли. Также шанки встречаются и в других восточных землях, в горах, на севере Альтанара. Предприимчивых выходцев из пустыни Хаст можно встретить даже на другом краю континента.
Западные горцы (вестгорцы, чаще всего – горцы Кхазад-Дара)
м. – горец, ж. – горянка, прил. – горский
Язык: казаррин – самое распространённое из наречий горцев Кхазад-Дара, совершенно не родственное альтику, а похожее, скорее, на язык полуорков. Казаррин не имеет письменности. Некоторые из племён горцев говорят на совершенно тарабарских диалектах-изолятах.
Горское имя: как правило, одно личное имя и прозвище. Некоторые племенные вожди имеют патроним. Ориентир: венгерские имена (для казарриноязычных).
Горцы в большинстве своём низкорослы, широки в кости, темноволосы и темноглазы. У них грубая смуглая кожа, привыкшая как к холодному ветру, так и к яркому солнцу. В знак принадлежности к одному из племён мужчины носят пояса, а женщины – ленты, окрашенные в цвета своего клана; племенная знать – целые цветные костюмы.
Если восточные горцы почитаются за людей хоть странных и чудных, но вполне культурных, то западные горцы – за полных дикарей. Эти люди, не испытавшие губительного влияния цивилизации, прямы, честны и мужественны, они привыкли безропотно переносить тяготы и лишения и стоять горой за своих родичей. С другой стороны, нельзя не отметить их грубоватость, вспыльчивость и крайне подозрительное отношение ко всем чужакам. Особо пылкую ненависть горцы питают к гномам, с которыми долгое время воюют за жизненное пространство на поверхности гор. Кроме того, нуждаясь буквально во всём, горцы нередко совершают набеги на своих более удачливых и благополучных соседей, «заимствуя» у них припасы.
Западные горцы живут в горах Кхазад-Дара, по большей части – в северной части массива. Дружественная вестгорцам республика Гурубаши распространяет среди них цивилизацию и сигмальдианскую веру, но в массе своей они по-прежнему держатся своих исконных привычек и поклоняются местным божкам и тотемным животным.
Лирские цыгане (или просто «цыгане»)
м. – цыган, ж. – цыганка, прил. – цыганский
Язык: цыганский – взрывная смесь множества людских и нелюдских языков.
Цыганское имя: как правило, одно личное имя, иногда с прозвищем. Ограничено употребляются несколько личных имён, патронимы и фамилии – чаще всего, это следы заимствования языковых особенностей других народов. Ориентир: цыганские имена.
Цыган отличает смуглая кожа (вплоть до тёмных оттенков), тёмные волосы и глаза миндалевидной формы, рост – обычно не выше среднего. Они обожают свободные яркие одежды и украшения; по странному совпадению особой популярностью пользуются весьма изобретательные сочетания красного и чёрного цветов.
Весёлые, пылкие и страстные цыгане – известные бродяги, в разных местах пользующиеся славой как отличных музыкантов и артистов, так и искусных мошенников и воров (и той, и другой – вполне заслуженно). Те немногие цыгане, что принимают решение перейти к оседлому образу жизни, старательно перенимают повадки своих новых соседей и становятся неотличимы от них. Однако большинство предпочитает таборами кочевать с места на место, зарабатывая на жизнь случайными заработками, актёрским ремеслом, мелкой торговлей и воровством. Воинственность для цыган не характерна, но горячность и язвительность регулярно вынуждают некоторых из них вступать в драку.
Цыгане называют себя «лирийцами» в честь своей родины, долины Лир, но встретить их кочующие таборы можно по всему континенту. Многие из них исповедуют сигмальдианство, в той или иной мере видоизменённое, но некоторые цыгане перенимают и другие полюбившиеся им верования.
© Релеменил